Доступная среда

Организация специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения занятий, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в ППМС-Центре имеются 11 учебных кабинетов: дефектологический, 3 логопедических кабинета, кабинет русского языка и логопедических занятий для детей школьного возраста, кабинет психологической реабилитации, кабинет БОС, кабинет Монтессори-педагогики, сенсорная комната, кабинет Службы раннего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все кабинеты оснащены специальным оборудованием, учебными пособиями, дидактическими материалами группового и индивидуального пользования. Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

Вработе с детьми специалистами Центра используются здоровьесберегающие технологии. Одна из них - обучение диафрагмальному дыханию, осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В Центре оборудован кабинет БОС, оснащенный компьютерным комплексом с программным обеспечением «Комфорт» и «Волна», в котором проходят занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи, предупреждение последствий стрессовых реакций, оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей, а также дополнен релаксационным оборудованием.Материально-техническая база Центра постоянно обновляется необходимой мебелью, игровыми и дидактическими материалами, соответствующими возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, специфике их образовательных потребностей.

В кабинете Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обновлена предметно-развивающая среда: оформлены зоны игровой деятельности, сенсорно-познавательного и двигательного развития.

Для учебных кабинетов Центра в течение года приобретены современные дидактические пособия, игровой и демонстрационный материал, способствующий развитию у детей речи, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики, обогащению знаний об окружающей действительности. В одном из учебных кабинетов установлен антивандальный сенсорный монитор, который позволяет использовать различные развивающие программы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в условиях групповых занятий.

В Центре оборудованы помещения для оказания психологической консультативной помощи семье, ведения тренингов по различным программам.

Для оказания психологической помощи детям, снятия психоэмоционального напряжения, коррекции детско-родительских отношений в Центре оборудованы зоны для психореабилитационной работы с применением арт-терапевтических методов.

Кабинеты педагогов-психологов оснащены профессиональным стандартизированным инструментарием Института практический психологии «Иматон» и НПФ «Амалтея»: методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал", методика рисуночных метафор «Жизненный путь», тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), методика трансово-медитативной саморегуляции «Встреча с целителем», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98», проективные метафорические карты, блок психологических тестов «Личностные отклонения подросткового возраста», диагностические пакеты по профориентации и определению детско-родительских отношений.

Для повышения компетентности специалистов Центра организована подписка на периодические издания: «Школьный психолог», «Справочник педагога-психолога. Школа», «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Дошкольная педагогика», «Логопед»

Обеспечение доступа в здание ОО детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры (приказ МБУ г. Мурманска ППМС – Центра от 07.07.2015).

Назначен сотрудник, ответственный за работу (сопровождение) с инвалидами и другими маломобильными группами населения (приказ № 122 от 27.08.2020 «О назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов в ППМС-Центре»).

Утверждена инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (приказ № 122 от 27.08.2020).

Имеются адаптированные элементы объекта: рельсовый пандус, кнопка вызова персонала, навесной козырек, зрительные ориентиры для детей с нарушением зрения.

Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения безопасности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО г.Мурманска ППМС-Центре:

  • осуществляется ежедневная охрана частным охранным предприятием «РУСЬ» (лицензия № 21 выдана УМВД России по Мурманской области 19.09.2013 г.);
  • установлены кнопки тревожной сигнализации АСПИ «Ахтуба», централизованное наблюдение осуществляется ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области»;
  • установлены автоматические противопожарные сигнализации с подключением на пульт пункта связи пожарной части №16 ОГПС №8;
  • имеется голосовое оповещение о пожаре;
  • эвакуационные пути, эвакуационные и аварийные выходы соответствуют правилам пожарной безопасности;
  • электроустановки зданий соответствуют требованиям пожарной безопасности;
  • все помещения Центра обеспечены огнетушителями в полном объеме;
  • систематически проводятся учебные тренировки по эвакуации обучающихся по сигналу «Пожар»;
  • организовано постоянное дежурство администрации и педагогов;
  • персонал Центра обучен действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи;
  • все оборудование, используемое в учебном процессе, сертифицировано и проходит регулярное испытание;
  • все кабинеты учреждения оснащены медицинскими аптечками;
  • в кабинетах имеются комплекты инструкций по охране труда и пожарной безопасности.

Паспорт безопасности учреждения согласован с отделом по ГО и защите населения от ЧС администрации города Мурманска.

В коррекционно-развивающем отделе ведётся комплексная работа по охране и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей:

  • осуществление ежемесячных инструктажей по охране и безопасности жизнедеятельности в целях предупреждения детского травматизма;
  • проведение тематических занятий в целях предупреждения распространения заболеваемости, профилактики гриппа и ОРВИ в период эпидемического подъема для обучающихся Центра и их родителей;
  • проведение тематических занятий, информационных часов, выставок творческих работ обучающихся, распространение буклетов и памяток в рамках месячников по профилактике детского травматизма, Всемирного дня туберкулеза, Европейской недели иммунизации.

Условия осуществления образовательного процесса:

Обучение в Центре ведется на русском языке. Режим работы Центра – пятидневная рабочая неделя. Режим занятий – двухсменный.

Обучение в ППМС-Центре проходит в режиме работы коррекционно-развивающих групп для детей дошкольного и школьного возраста.

Занятия в Центре проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Групповые и подгрупповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-30 минут в дошкольных группах в зависимости от возраста ребенка, 40 минут в группах для детей школьного возраста.

Между занятиями организуется динамическая пауза или свободная игровая деятельность детей продолжительностью не менее 10 минут.

В группах компенсирующей направленности, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции речевого развития, преодолению индивидуальны речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала, а также по коррекциизвукопроизношения и развитию фонематического слуха.

С детьми, имеющими задержку психического развития, учителем-дефектологом и учителем-логопедом 1-2 раза в неделю (по показаниям) продолжительностью 15-20 минут, в зависимости от возраста детей, проводятся индивидуальные занятия по коррекции психических процессов и речевого развития.

В группе «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком и в группе для детей младшего школьного возраста по профилактике нарушений чтения и письма 1-2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30-35 минут. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем рекомендуются детям по результатам углубленной индивидуальной диагностики.

Расписание занятий с обучающимися дошкольного возраста составляется с учетом требований к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, с обучающимися школьного возраста с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

С целью организации образовательной и игровой деятельности для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья ППМС-Центр оснащен техническими средствами обучения:

  • аппарат проекционный цветодинамический "Магма-АПЦ-100";
  • проектор "звездное небо";
  • сенсорный уголок "зеркальный обман";
  • зеркальный шар с источником света;
  • фиброоптический ковер;
  • фиброоптический душ;
  • интерактивный сухой бассейн;
  • интерактивная звуковая панель;
  • телевизор LG LED белый 71 см;
  • лампа солевая большая;
  • лампа солевая;
  • магнитола LG маленькая;
  • стойка микрофонная;
  • акустическая система;
  • стойка под акустическую систему;
  • антивандальный монитор.