Доступная среда
Организация специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности |
|
Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения занятий, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в ППМС-Центре имеются 11 учебных кабинетов: дефектологический, 3 логопедических кабинета, кабинет русского языка и логопедических занятий для детей школьного возраста, кабинет психологической реабилитации, кабинет БОС, кабинет Монтессори-педагогики, сенсорная комната, кабинет Службы раннего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все кабинеты оснащены специальным оборудованием, учебными пособиями, дидактическими материалами группового и индивидуального пользования. Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск. Вработе с детьми специалистами Центра используются здоровьесберегающие технологии. Одна из них - обучение диафрагмальному дыханию, осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В Центре оборудован кабинет БОС, оснащенный компьютерным комплексом с программным обеспечением «Комфорт» и «Волна», в котором проходят занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи, предупреждение последствий стрессовых реакций, оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей, а также дополнен релаксационным оборудованием.Материально-техническая база Центра постоянно обновляется необходимой мебелью, игровыми и дидактическими материалами, соответствующими возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, специфике их образовательных потребностей. В кабинете Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обновлена предметно-развивающая среда: оформлены зоны игровой деятельности, сенсорно-познавательного и двигательного развития. Для учебных кабинетов Центра в течение года приобретены современные дидактические пособия, игровой и демонстрационный материал, способствующий развитию у детей речи, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики, обогащению знаний об окружающей действительности. В одном из учебных кабинетов установлен антивандальный сенсорный монитор, который позволяет использовать различные развивающие программы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в условиях групповых занятий. В Центре оборудованы помещения для оказания психологической консультативной помощи семье, ведения тренингов по различным программам. Для оказания психологической помощи детям, снятия психоэмоционального напряжения, коррекции детско-родительских отношений в Центре оборудованы зоны для психореабилитационной работы с применением арт-терапевтических методов. Кабинеты педагогов-психологов оснащены профессиональным стандартизированным инструментарием Института практический психологии «Иматон» и НПФ «Амалтея»: методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал", методика рисуночных метафор «Жизненный путь», тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), методика трансово-медитативной саморегуляции «Встреча с целителем», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98», проективные метафорические карты, блок психологических тестов «Личностные отклонения подросткового возраста», диагностические пакеты по профориентации и определению детско-родительских отношений. Для повышения компетентности специалистов Центра организована подписка на периодические издания: «Школьный психолог», «Справочник педагога-психолога. Школа», «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Дошкольная педагогика», «Логопед» |
Обеспечение доступа в здание ОО детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры (приказ МБУ г. Мурманска ППМС – Центра от 07.07.2015). Назначен сотрудник, ответственный за работу (сопровождение) с инвалидами и другими маломобильными группами населения (приказ № 122 от 27.08.2020 «О назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов в ППМС-Центре»). Утверждена инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (приказ № 122 от 27.08.2020). Имеются адаптированные элементы объекта: рельсовый пандус, кнопка вызова персонала, навесной козырек, зрительные ориентиры для детей с нарушением зрения. |
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Для обеспечения безопасности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО г.Мурманска ППМС-Центре:
Паспорт безопасности учреждения согласован с отделом по ГО и защите населения от ЧС администрации города Мурманска. В коррекционно-развивающем отделе ведётся комплексная работа по охране и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей:
Условия осуществления образовательного процесса: Обучение в Центре ведется на русском языке. Режим работы Центра – пятидневная рабочая неделя. Режим занятий – двухсменный. Обучение в ППМС-Центре проходит в режиме работы коррекционно-развивающих групп для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия в Центре проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Групповые и подгрупповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-30 минут в дошкольных группах в зависимости от возраста ребенка, 40 минут в группах для детей школьного возраста. Между занятиями организуется динамическая пауза или свободная игровая деятельность детей продолжительностью не менее 10 минут. В группах компенсирующей направленности, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции речевого развития, преодолению индивидуальны речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала, а также по коррекциизвукопроизношения и развитию фонематического слуха. С детьми, имеющими задержку психического развития, учителем-дефектологом и учителем-логопедом 1-2 раза в неделю (по показаниям) продолжительностью 15-20 минут, в зависимости от возраста детей, проводятся индивидуальные занятия по коррекции психических процессов и речевого развития. В группе «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком и в группе для детей младшего школьного возраста по профилактике нарушений чтения и письма 1-2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30-35 минут. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем рекомендуются детям по результатам углубленной индивидуальной диагностики. Расписание занятий с обучающимися дошкольного возраста составляется с учетом требований к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, с обучающимися школьного возраста с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
С целью организации образовательной и игровой деятельности для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья ППМС-Центр оснащен техническими средствами обучения:
|