План работы муниципального Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей 2018-2019 учебный год

 

Цель деятельности Ресурсного центра:

комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и их семей.

Основные задачи Ресурсного центра:
  • Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики с целью выявления специфических особенностей развития ребенка.
  • Разработка стратегии и последовательности комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.
  • Реализация комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и их семей.
  • Организация и проведение мониторингов по оценке качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.
  • Психолого-педагогическая поддержка семей, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.
  • Осуществление межведомственного взаимодействия, сотрудничество с организациями-партнерами, оказывающими помощь детям с РАС и их семьям.
  • Оказание методической и информационно-аналитической поддержки педагогам образовательных организаций, работающим с детьми с РАС.
  • Внедрение и распространение современных технологий, обобщение и систематизация передового педагогического опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС.
  • Осуществление информационно-просветительской деятельности с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с РАС, формирования к ним толерантного отношения.

 

Организационно-аналитическое направление деятельности Ресурсного центра

 

Организационно-аналитическое направление деятельности Ресурсного центра включает в себя:

  • организацию взаимодействия с организациями здравоохранения, социальной защиты, образования по выявлению детей с РАС;
  • координацию деятельности специалистов разного профиля и родителей (законных представителей) по реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

1.1.

Приведение локальных актов МБУ ППМС-Центра в соответствие с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Ресурсного центра

Август, 2018 г.

Локальные акты МБУ ППМС-Центра:

-приказ об организации деятельности Ресурсного центра;

- приказ об утверждении форм документов Ресурсного центра;

- приказы о комплектовании Ресурсного центра.

  • Подписан приказ об организации деятельности Ресурсного центра в МБУ г. Мурманска ППМС-Центра;
  • Подписан приказ об утверждении форм документов Ресурсного центра;
  • Подписаны приказы о комплектовании Ресурсного центра на 2018-2019 учебный год.

1.2.

Заключение соглашений о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социального развития, общественными организациями

Сентябрь,   2018 г.

Соглашения о сотрудничестве

Подписаны соглашения о сотрудничестве:

  • ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 4»
  • ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 5»
  • ГОБУЗ «Мурманская детская консультативно-диагностическая поликлиника» г. Мурманска
  • ГОБУ «Мурманский Центр социальной помощи семье и детям»
  • МРООДИР «Дети-Ангелы Мурмана»
  • АНОПДА «Парус доверия»

1.3.

Проведение мониторинга ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические условия)       Ресурсного центра

Август, 2018 г.

Информационная справка

Определен уровень созданных условий для функционирования Ресурсного центра, закуплены необходимые материально-технические средства для организации процесса сопровождения детей с РАС.

1.4.

Разработка и утверждение плана деятельности Ресурсного центра МБУ г. Мурманска ППМС-Центра на 2018-2019 уч. год.

Август, 2018 г.

План деятельности Ресурсного центра МБУ

г. Мурманска ППМС-Центра

Разработан план деятельности Ресурсного центра на 2018-2019 уч. год.

1.5

Составление информационного листа о деятельности Ресурсного центра в МБУ г. Мурманска ППМС-Центре.

Сентябрь,   2018 г.

Информационный лист «Деятельность Ресурсного центра по сопровождению детей с РАС и их семей г.Мурманске»

Разработан и распространен информационный лист о деятельности Ресурсного центра по сопровождению детей с РАС и их семей в МБУ ППМС-Центре через организации здравоохранения, образования и социальной защиты (адресная почтовая рассылка).

1.6

Выявление и анализ запросов от образовательных организаций на оказание методической поддержки по вопросам комплексной помощи детям с РАС.

В течение года

Информационное письмо в образовательные организации с целью выяснения запроса на оказание методической помощи.

План по оказанию методической поддержки организаций и специалистов, работающих с детьми с РАС.

1.7

Составление банка данных детей с РАС, обучающихся в ДОО, педагогов, реализующих АОП для детей с РАС.

В течение года

Электронный банк данных

Создан электронный банк данных детей с РАС, включенных в ДОО и педагогов, организующих обучение данной категории детей

1.8

Организация выездов в ДОО

(с целью оказания методической и организационной

помощи на местах).

В течение года

по запросу ОО

Информационная справка

Организованы выезды в ДОО для оказания организационной и методической помощи специалистам в создании специальных условий для детей с РАС

1.9

Реализация мероприятий по привлечению внимания общественности к проблемам детей

с РАС, организации для них комплексной помощи. Сотрудничество с некоммерческими организациями, волонтерами, родительскими сообществами.

Апрель, 2019 г.

В течение года

Информационно-просветительская печатная продукция

Проведена акция «Зажги синим», посвященная

всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

Изготовлена и распространена информационно-просветительская печатная продукция: календари, социальные плакаты

1.10

Организация внутреннего контроля:

- Адаптация обучающихся к условиям Центра;

- Качество ведения документации (журналы, ИПС);

- Определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;

- Организация и содержание работы «Школы эффективного родителя»;

- Мониторинг эффективности деятельности Ресурсного центра

Октябрь, 2018 г.

Декабрь, 2018 г.

Май, 2019 г.

Январь, 2019 г.

Апрель, 2019 г.

Февраль, 2019 г.

Май, 2019 г.

Информационная справка

Выявлено качество ведения документации Ресурсного центра; проанализировано качество взаимодействия с родителями, оценен уровень адаптации детей к условиям Центра.

Определен уровень качества комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, определена эффективность ИПС, при необходимости внесены коррективы в ее содержание.

 

 

2. Диагностическое направление деятельности Ресурсного центра

 

     В рамках диагностического направления организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты с целью выявления приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

 

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

2.1.

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

г. Мурманска

Специалисты ТПМПК

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

выявлены особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей.

подготовлены по результатам обследования рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.

оказана консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.

2.2

Индивидуальная углубленная психолого-педагогическая диагностика ребенка и семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Протоколы обследования

ребенка с РАС

Составлена индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи (далее-ИПС).

2.3

Социально-педагогическое обследование семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Социально-педагогический паспорт семьи

Составлен социально-педагогический паспорт семьи

2.4.

Диагностика детско-родительских отношений в семье.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Диагностические бланки

Определен круг проблем детско-родительских отношений

2.5.

Промежуточный мониторинг качества освоения комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи

Через 4 месяца с начала реализации ИПС

Специалисты Ресурсного центра,

специалисты ТПМПК

г. Мурманска (по необходимости)

Протоколы обследования

ребенка с РАС

Оценены динамические изменения;

внесены коррективы в индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи.

2.6

Итоговая психолого-педагогическая диагностика развития ребенка

По завершению сроков реализации ИПС

Специалисты Ресурсного центра,

специалисты ТПМПК

г. Мурманска (по необходимости)

Протоколы обследования

ребенка с РАС

Определена эффективность реализации ИПС ребенка с РАС.

2.7

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК                г. Мурманска.

Специалисты ТПМПК               г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

Уточнены рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий обучения и воспитания.

Определен дальнейший педагогический маршрут.

 

 

3. Реализация комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС

 

Необходимым условием эффективности реализации комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАСявляетсясоздание специальных условий обучения:

 

  1. Организация временного режима: адаптационный период, режим обучения, визуальное расписание.
  2. Организация пространства: зонирование пространства, индивидуальная маркировка мебели, система визуальных подсказок.
  3. Использование вспомогательных средств: сенсорные приспособления, система поощрения, система альтернативной коммуникации.
  4. Использование технических средств: диктофон, микрофон, коммуникатор, таймер, часы, песочные часы.
  5. Адаптация дидактического материала к индивидуальным образовательным потребностям.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

3.1.

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического   сопровождения ребенка с РАС

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты

Ресурсного центра

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.

Разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.

3.2

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по направлениям:

- коррекция нежелательного поведения;

- формирование социального взаимодействия;

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование и развитие понимания речи;

- сенсомоторная интеграция;

- коррекция познавательной деятельности.

С момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) до момента расторжения договора

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование занятий с детьми;

Журнал учета посещаемости занятий

Выполнена ИПС.

3.3

Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах, включение ребенка с РАС в группу сверстников

По мере формирования навыков коммуникации и социального поведения

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование занятий с детьми;

журнал учета посещаемости занятий

Выполнена ИПС.

3.4

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах создания специальных условий, оптимального развития, обучения и воспитания ребенка.

В соответствии с планом работы Ресурсного центра на 2018-2019 учебный год

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование «Школы эффективного родителя»

Повышен уровень компетентности у родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей с РАС .

 

4. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с РАС

 

     Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется на протяжении всего периода сопровождения в Ресурсном центре в рамках деятельности «Школы эффективного родителя». Образовательно-просветительская деятельность «Школы эффективного родителя» направлена на повышение родительской компетенции в вопросах психофизического развития детей с РАС, их адаптации, обучения и социализации. Деятельность по данному направлению осуществляется через разнообразные формы сотрудничества с семьей: тренинги, консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные интегрированные занятия, буклеты, памятки, стендовая информация, видеоматериалы.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

4.1.

Индивидуальное консультирование родителей

В процессе всего периода сопровождения семьи

Специалисты

Ресурсного центра

Журнал учета деятельности Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей

Выявлен, уточнен запрос родителей (законных представителей).

Обеспечено сотрудничество с родителями в ходе разработки и реализации ИПС.

Обсуждены результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка, мониторинга качества освоения ИПС.

Оказана поддержка семье в преодолении проблем индивидуального характера.

4.2

Деятельность «Школы эффективного родителя»

1 раз в месяц в процессе всего периода сопровождения семьи.

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно-тематическое планирование «Школы эффективного родителя»;

Печатно-информационные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

4.3

Реализация программы психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей), воспитывающих детей с РАС «Я умею жить по-новому!».

Согласно плану работы Ресурсного центра

Специалисты

Ресурсного центра

Информационно-просветительские печатные материалы.

Оптимизировано психологическое здоровье родителей через формирование педагогической, личностной и родительской компетентности.    

4.4

Изготовление и распространение информационно-просветительских печатных материалов: календари, социальные плакаты.

В течение года

Специалисты

Ресурсного центра

Информационно-просветительские печатные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

4.5

Обновление информации на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

1 раз в месяц

Руководитель Ресурсного центра.

Информация на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

 

 

5. Методическое направление деятельности Службы

 

     Ресурсный центр осуществляет методическую поддержку и сопровождение специалистов системы образования по вопросам оказания комплексной помощи детям с РАС и их семьям, оснащение специалистов эффективным диагностическим и технологическим инструментарием.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

5.1

Подготовка и размещение информации  о деятельности Ресурсного центра на сайте МБУ     г. Мурманска ППМС-Центра

В течение года

Сайт МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

Размещена информация об организации Ресурсного центра на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра:

- нормативные документы;

-программно-методическое обеспечение;

-методическая помощь педагогам ОО;

- полезные ссылки.

5.2

Координация деятельности образовательных организаций по развитию системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

В течение года

Информационные справки

Оказана организационно-методическая помощь в реализации комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и его семьи

5.3

Выездные консультации специалистов Ресурсного центра

(с целью оказания методической и организационной помощи на местах).

В течение года

по запросу ОО

Информационная справка

Организованы выезды в ДОО для оказания организационной и методической помощи специалистам в создании специальных условий для детей с РАС

5.4

Организация семинаров для педагогов ДОО по темам:

«Проектирование и реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с РАС в дошкольной образовательной организации»;

«Создание специальных образовательных условий для ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольной образовательной организации»

Ноябрь, 2018

Март, 2019

Листы регистрации участников семинаров

Организованы семинары, обсуждены проблемы и перспективы развития комплексной помощи детям с РАС, намечены пути решения проблем и поставлены задачи на перспективу.

5.5

Проектная деятельность

«Помогаем вместе!»

(основная цель - сотрудничество Ресурсного центра и ДОО как условие успешной интеграции ребенка с РАС в образовательное пространство)

В течение года

Отчет по итогам работы над проектом.

Разработан и апробирован регламент взаимодействия Ресурсного центра и ДОО с целью включения ребенка с РАС в современное образовательное пространство.