План работы муниципального Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей 2019-2020 учебный год

 

Цель деятельности Ресурсного центра:

комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и их семей.

Основные задачи Ресурсного центра:
  • Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики с целью выявления специфических особенностей развития ребенка.
  • Разработка стратегии и последовательности комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.
  • Реализация комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и их семей.
  • Организация и проведение мониторингов по оценке качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.
  • Психолого-педагогическая поддержка семей, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.
  • Осуществление межведомственного взаимодействия, сотрудничество с организациями-партнерами, оказывающими помощь детям с РАС и их семьям.
  • Оказание методической и информационно-аналитической поддержки педагогам образовательных организаций, работающим с детьми с РАС.
  • Внедрение и распространение современных технологий, обобщение и систематизация передового педагогического опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС.
  • Осуществление информационно-просветительской деятельности с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с РАС, формирования к ним толерантного отношения.

 

1.Организационно-аналитическое направление деятельности Ресурсного центра

 

Организационно-аналитическое направление деятельности Ресурсного центра включает в себя:

  • организацию взаимодействия с организациями здравоохранения, социальной защиты, образования по выявлению детей с РАС;
  • координацию деятельности специалистов разного профиля и родителей (законных представителей) по реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию.

 

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

1.1.

Приведение локальных актов МБУ ППМС-Центра в соответствие с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Ресурсного центра

Август, 2019 г.

Локальные акты МБУ ППМС-Центра:

-приказ об организации деятельности Ресурсного центра;

- приказы о комплектовании Ресурсного центра.

  • Подписан приказ об организации деятельности Ресурсного центра в МБУ г. Мурманска ППМС-Центра;
  • Подписаны приказы о комплектовании Ресурсного центра на 2019-2020 учебный год.

1.2.

Заключение соглашений о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социального развития, общественными организациями

Сентябрь,   2019 г.

Соглашения о сотрудничестве

Подписаны соглашения о сотрудничестве:

  • ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 4»
  • ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 5»
  • ГОБУЗ «Мурманская детская консультативно-диагностическая поликлиника» г. Мурманска
  • ГОБУ «Мурманский Центр социальной помощи семье и детям»
  • МРООДИР «Дети-Ангелы Мурмана»
  • АНОПДА «Парус доверия»

1.3.

Проведение мониторинга ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические условия)       Ресурсного центра

Август, 2019 г.

Информационная справка

Определен уровень созданных условий для функционирования Ресурсного центра, закуплены необходимые материально-технические средства для организации процесса сопровождения детей с РАС.

1.4.

Разработка порядка направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, в Ресурсный центр

Сентябрь,   2019 г.

Порядок направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, в Ресурсный центр

Определен порядок направления детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, в Ресурсный центр

1.5.

Разработка и утверждение плана деятельности Ресурсного центра МБУ г. Мурманска ППМС-Центра на 2019-2020 уч. год.

Август, 2019 г.

План деятельности Ресурсного центра МБУ

г. Мурманска ППМС-Центра

Разработан план деятельности Ресурсного центра на 2019-2020 уч. год.

1.6

Составление информационного листа о деятельности Ресурсного центра в МБУ г. Мурманска ППМС-Центре.

Сентябрь,   2019 г.

Информационный лист «Деятельность Ресурсного центра по сопровождению детей с РАС и их семей г.Мурманске»

Разработан и распространен информационный лист о деятельности Ресурсного центра по сопровождению детей с РАС и их семей в МБУ ППМС-Центре через организации здравоохранения, образования и социальной защиты (адресная почтовая рассылка).

1.7

Выявление и анализ запросов от образовательных организаций на оказание методической поддержки по вопросам комплексной помощи детям с РАС.

Сентябрь,   2019 г.

Информационное письмо в образовательные организации с целью выяснения запроса на оказание методической помощи.

План по оказанию методической поддержки организаций и специалистов, работающих с детьми с РАС.

1.8

Составление банка данных детей с РАС, обучающихся в ДОО, педагогов, реализующих АОП для детей с РАС.

В течение года

Электронный банк данных

Создан электронный банк данных детей с РАС, включенных в ДОО и педагогов, организующих обучение данной категории детей

1.9

Организация выездов в ДОО

(с целью оказания методической и организационной

помощи на местах).

В течение года

по запросу ОО

Информационная справка

Организованы выезды в ДОО для оказания организационной и методической помощи специалистам в создании специальных условий для детей с РАС

1.10

Реализация мероприятий по привлечению внимания общественности к проблемам детей с РАС, организации для них комплексной помощи. Сотрудничество с некоммерческими организациями, волонтерами, родительскими сообществами.

Апрель, 2020 г.

В течение года

Информационно-просветительская печатная продукция

Проведена акция «Зажги синим», посвященная всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

Изготовлена и распространена информационно-просветительская печатная продукция: календари, социальные плакаты

1.11

Проведение мониторинга эффективности деятельности Ресурсного центра

Апрель, 2020 г.

Информационная справка

Определен уровень качества комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС

1.12

Организация внутреннего контроля:

- Адаптация обучающихся к условиям Центра;

- Качество ведения документации (журналы, ИПС);

- Организация и содержание работы «Школы эффективного родителя»

Октябрь, 2019 г.

Декабрь, 2019 г.

Май, 2020 г.

Февраль, 2020 г.

 

Информационная справка

Выявлено качество ведения документации Ресурсного центра; проанализировано качество взаимодействия с родителями, оценен уровень адаптации детей к условиям Центра.

 

 

 

2. Диагностическое направление деятельности Ресурсного центра

 

     В рамках диагностического направления организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты с целью выявления приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на развитие ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

 

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

2.1.

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

г. Мурманска

Специалисты ТПМПК

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

выявлены особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей.

подготовлены по результатам обследования рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.

оказана консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.

2.2

Индивидуальная углубленная психолого-педагогическая диагностика ребенка и семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Карта комплексного обследования ребенка с РАС

Составлена комплексная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи (далее-ИПС).

2.3

Социально-педагогическое обследование семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Социально-педагогический паспорт семьи

Составлен социально-педагогический паспорт семьи

2.4.

Диагностика детско-родительских отношений в семье.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Ресурсного центра

Диагностические бланки

Определен круг проблем детско-родительских отношений

2.5.

Промежуточный мониторинг качества освоения комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи

Через 4 месяца с начала реализации ИПС

Специалисты Ресурсного центра,

специалисты ТПМПК

г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования ребенка с РАС.

Оценены динамические изменения;

внесены коррективы в комплексную индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи.

2.6

Итоговая психолого-педагогическая диагностика развития ребенка

По завершению сроков реализации ИПС

Специалисты Ресурсного центра,

специалисты ТПМПК

г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования ребенка с РАС.

Определена эффективность реализации ИПС ребенка с РАС.

2.7

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК г. Мурманска.

Специалисты ТПМПК  г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

Уточнены рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий обучения и воспитания.

Определен дальнейший педагогический маршрут.

 

 

3. Реализация комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС

 

Необходимым условием эффективности реализации комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС является создание специальных условий обучения:

 

  1. Организация временного режима: адаптационный период, режим обучения, визуальное расписание.
  2. Организация пространства: зонирование пространства, индивидуальная маркировка мебели, система визуальных подсказок.
  3. Использование вспомогательных средств: сенсорные приспособления, система поощрения, система альтернативной коммуникации.
  4. Использование технических средств: диктофон, микрофон, коммуникатор, таймер, часы, песочные часы.
  5. Адаптация дидактического материала к индивидуальным образовательным потребностям.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

3.1.

Разработка комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического   сопровождения ребенка с РАС

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты

Ресурсного центра

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.

Разработана комплексная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.

3.2

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по направлениям:

- коррекция нежелательного поведения;

- формирование социального взаимодействия;

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование и развитие понимания речи;

- сенсомоторная интеграция;

- коррекция познавательной деятельности.

С момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) до момента расторжения договора

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование занятий с детьми;

Журнал учета посещаемости занятий

Выполнена ИПС.

3.3

Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах, включение ребенка с РАС в группу сверстников

По мере формирования навыков коммуникации и социального поведения

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование занятий с детьми;

журнал учета посещаемости занятий

Выполнена ИПС.

3.4

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах создания специальных условий, оптимального развития, обучения и воспитания ребенка.

В соответствии с планом работы Ресурсного центра на 2019-2020 учебный год

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно –тематическое планирование «Школы эффективного родителя»

Повышен уровень компетентности у родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей с РАС .

 

4. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с РАС

 

     Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется на протяжении всего периода сопровождения в Ресурсном центре в рамках деятельности «Школы эффективного родителя». Образовательно-просветительская деятельность «Школы эффективного родителя» направлена на повышение родительской компетенции в вопросах психофизического развития детей с РАС, их адаптации, обучения и социализации. Деятельность по данному направлению осуществляется через разнообразные формы сотрудничества с семьей: тренинги, консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные интегрированные занятия, буклеты, памятки, стендовая информация, видеоматериалы.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

4.1.

Индивидуальное консультирование родителей

В процессе всего периода сопровождения семьи

Специалисты

Ресурсного центра

Журнал учета деятельности Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей

Выявлен, уточнен запрос родителей (законных представителей).

Обеспечено сотрудничество с родителями в ходе разработки и реализации ИПС.

Обсуждены результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка, мониторинга качества освоения ИПС.

Оказана поддержка семье в преодолении проблем индивидуального характера.

4.2

Деятельность «Школы эффективного родителя»

1 раз в месяц в процессе всего периода сопровождения семьи.

Специалисты

Ресурсного центра

Календарно-тематическое планирование «Школы эффективного родителя»;

Печатно-информационные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

4.3

Реализация программы психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей), воспитывающих детей с РАС «Я умею жить по-новому!».

Согласно плану работы Ресурсного центра

Специалисты

Ресурсного центра

Информационно-просветительские печатные материалы.

Оптимизировано психологическое здоровье родителей через формирование педагогической, личностной и родительской компетентности.    

4.4

Изготовление и распространение информационно-просветительских печатных материалов: календари, социальные плакаты.

В течение года

Специалисты

Ресурсного центра

Информационно-просветительские печатные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

4.5

Обновление информации на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

1 раз в месяц

Руководитель Ресурсного центра.

Информация на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС.

 

 

5. Методическое направление деятельности Службы

 

     Ресурсный центр осуществляет методическую поддержку и сопровождение специалистов системы образования по вопросам оказания комплексной помощи детям с РАС и их семьям, оснащение специалистов эффективным диагностическим и технологическим инструментарием.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

5.1

Подготовка и размещение информации  о деятельности Ресурсного центра на сайте МБУ     г. Мурманска ППМС-Центра

В течение года

Сайт МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

Размещена информация об организации Ресурсного центра на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра:

- нормативные документы;

-программно-методическое обеспечение;

-методическая помощь педагогам ОО;

- полезные ссылки.

5.2

Координация деятельности образовательных организаций по развитию системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

В течение года

Информационные справки

Оказана организационно-методическая помощь в реализации комплексных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и его семьи

5.3

Участие специалистов Ресурсного центра в VI городской научно-практической конференции.

 

Декабрь, 2019 г.

Лист регистрации участников конференции

Выступление на конференции.

5.4

Организация цикла семинаров для педагогов ДОО по темам:
- Современные подходы диагностики и коррекции РАС;
- Адаптация образовательных программ для обучающихся с РАС;
- Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в условиях ДОО.

 

В течение года

Листы регистрации участников семинаров

Организованы семинары, обсуждены проблемы и перспективы развития комплексной помощи детям с РАС, намечены пути решения проблем и поставлены задачи на перспективу.

5.5

Проектная деятельность
«Помогаем вместе!»
(Сотрудничество Ресурсного центра и ДОО как условие успешной интеграции ребенка с РАС в образовательное пространство)

 

В течение года

Отчет по итогам работы над проектом.

Разработан и апробирован регламент взаимодействия Ресурсного центра и ДОО с целью включения ребенка с РАС в современное образовательное пространство.