План работы Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Мурманске на 2018-2019 чебный год

 

     Цель деятельности Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Мурманске (далее - Службы): содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации в обществе, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.

Задачи Службы:
  • Обеспечение взаимодействия с организациями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службу, а также для обеспечения комплексной помощи.
  • Проведение углубленного междисциплинарного обследования приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребенка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на ребенка.
  • Разработка, реализация и определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
  • Развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушениями мобильности и /или коммуникации.
  • Организация перехода ребенка в группу дошкольного образовательной организации в рамках индивидуального плана сопровождения ребенка и семьи.
  • Информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.
  • Оказание методической и информационно-аналитической поддержки образовательным организациям, работающим с детьми раннего возраста с ОВЗ.

 

1.Организационно-аналитическое направление деятельности Службы

 

Организационно-аналитическое направление деятельности Службы раннего сопровождения включает в себя:

  • организацию взаимодействия Службы с организациями здравоохранения, социальной защиты, образования по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;
  • координацию деятельности специалистов разного профиля и родителей (законных представителей) по реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

1.1

Приведение локальных актов МБУ ППМС-Центра в соответствие с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Службы

Август, 2018 г.

Локальные акты МБУ ППМС-Центра:

- приказ об организации деятельности Службы;

-приказы о комплектовании Службы;

- приказы об открытии групп Службы.

Подписан приказ об организации деятельности Службы в МБУ                  г. Мурманска ППМС-Центра;

Подписаны приказы о комплектовании и об открытии групп Службы.

1.2

Заключение соглашений о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социального развития, общественными организациями

Сентябрь, 2018 г.

Соглашения о сотрудничестве

Подписаны соглашения о сотрудничестве:

ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 4»

•ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника № 5»

•ГОБУЗ «Мурманская детская консультативно-диагностическая поликлиника» г. Мурманска

ГОБУ «Мурманский Центр социальной помощи семье и детям»

МРООДИР «Дети-Ангелы Мурмана»

1.3

Проведение мониторинга ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические условия) Службы

Август, сентябрь   2018 г.

Информационная справка

Определен уровень созданных условий для дальнейшего функционирования Службы, составлен перечень оборудования и пособий при их необходимости. Осуществлена закупка необходимых материалов.

1.4

Разработка и утверждение плана деятельности Службы МБУ                    г. Мурманска ППМС-Центра на 2018-2019 уч. год.

Август, 2018 г.

План деятельности Службы МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

Разработан план деятельности Службы на 2018-2019 уч. год.

1.5

Составление банка данных о Службах раннего сопровождения детей с ОВЗ в г. Мурманске (при их открытии)

В течение года

Электронный банк

Составлен банк данных о Службах детям с ОВЗ.

1.6

Составление информационного листа о деятельности Службы раннего сопровождения детей с ОВЗ в МБУ

г. Мурманска ППМС-Центре.

Сентябрь,   2018 г.

Информационный лист «Деятельность Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в г.Мурманске»

Разработан и распространен информационный лист о деятельности Службы раннего сопровождения детей с ОВЗ в МБУ ППМС-Центре через организации здравоохранения, образования и социальной защиты (адресная почтовая рассылка).

1.7

Выявление и анализ запросов от образовательных организаций на оказание методической поддержки по вопросам комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ.

Сентябрь, октябрь

2018 г.

В течение года

Информационное письмо в образовательные организации с целью выяснения запроса на оказание методической помощи.

План по оказанию методической поддержки организаций и специалистов, работающих с детьми раннего возраста с ОВЗ.

1.8

Организация внутреннего контроля:

- Адаптация обучающихся к условиям Службы;

- Качество ведения документации (журналы, ИПС);

- Определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;

- Организация и содержание работы «Школы эффективного родителя».

Октябрь, 2018 г.

Декабрь, 2018 г.

Май, 2019 г.

Январь, 2018 г.

Апрель,2019 г.

Февраль, 2019 г.

Информационная справка

Выявлено качество ведения документации Службы раннего сопровождения; проанализировано качество взаимодействия с родителями; оценен уровень адаптации детей к условиям Службы; определена эффективность ИПС, при необходимости внесены коррективы в ее содержание.

 

2. Диагностическое направление деятельности Службы

     В рамках диагностического направления организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты с целью выявления приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на развитие ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

2.1.

Первичное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

г. Мурманска

Специалисты ТПМПК

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

выявлены особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей.

подготовлены по результатам обследования рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.

оказана консультативная помощь родителям (законным представителям) детей.

2.2

Первичное индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

Составлена комплексная индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи (далее - ИПС).

2.3

Социально-педагогическое обследование семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Социально-педагогический паспорт семьи

Составлен социально-педагогический паспорт семьи

2.4.

Диагностика детско-родительских отношений в семье.

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Диагностические бланки

Определен круг проблем детско-родительских отношений

2.5

Первичная диагностика уровня психофизического развития   ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

2.6.

Промежуточное индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

Через 4 месяца с начала реализации ИПС

Специалисты Службы, специалисты ТПМПК                

г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

Оценены динамические изменения;

внесены коррективы в комплексную индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи.

2.7

Промежуточная диагностика уровня психофизического развития   ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

Через 4 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

2.8

Итоговое индивидуальное углубленное междисциплинарное обследование основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма.

По завершению срока пребывания ребенка на сопровождении Службы

Специалисты Службы,

специалисты ТПМПК                

г. Мурманска (по необходимости)

Карта комплексного обследования

ребенка раннего возраста.

Определена эффективность пребывания ребенка в Службе раннего сопровождения.

2.9

Итоговая диагностика уровня психофизического развития   ребенка с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»

По завершению срока пребывания ребенка на сопровождении Службы

Специалисты Службы

Шкала развития, программа развития ребенка.

«Индивидуальная программа развития ребенка в семье», составленная с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения детей «Лонгитюд»

Разработаны рекомендации для воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.

2.10

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка

В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК

г. Мурманска.

Специалисты ТПМПК                

г. Мурманска

Протокол ТПМПК

г. Мурманска

Уточнены рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий обучения и воспитания.

Определен дальнейший педагогический маршрут.

 

 

3. Реализация комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ

 

Для успешной реализации комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ необходимо соблюдать ряд специальных требований:

  1. обеспечить дифференцированные условия коррекционно-развивающего воздействия (оптимальный режим нагрузок детей с ОВЗ с учетом возрастных особенностей; специально организованное образовательное пространство; изменение содержания, методов, форм обучения, максимально учитывая индивидуальные особенности ребенка);
  2. учесть психолого-педагогические условия (индивидуальные особенности ребенка; коррекционную направленность игрового процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  3. обеспечить специализированные условия (использование специальных методов, приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на игровых сеансах).

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

3.1.

Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического   сопровождения семьи

В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями)

Специалисты Службы

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи

Разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи.

3.2

Проведение групповых игровых сеансов (с участием родителей) с детьми раннего возраста

С момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) до момента расторжения договора

Специалисты Службы

Календарно –тематическое планирование игровых сеансов;

Журнал Cлужбы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выполнена программа сопровождения.

3.3

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах   оптимального развития ребенка раннего возраста

В соответствии с планом работы Службы раннего сопровождения на 2018-2019 учебный год

Специалисты Службы

Календарно –тематическое планирование «Школы эффективного родителя»

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

 

 

4. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ.

Служба раннего сопровождения в рамках деятельности «Школы эффективного родителя» оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Через разнообразные формы сотрудничества с семьей производится просвещение и обучение родителей приемам эффективного взаимодействия (развивающего, обучающего, поддерживающего), повышение родительских компетенции в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Исполнитель

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

4.1.

Индивидуальное консультирование родителей

В процессе всего периода сопровождения семьи

Специалисты Службы

Журнал Cлужбы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлен, уточнен запрос родителей (законных представителей).

Обеспечено сотрудничество с родителями в ходе разработки и реализации ИПС.

Обсуждены результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка, мониторинга качества освоения ИПС.

Оказана поддержка семье в преодолении проблем индивидуального характера.

4.2

Деятельность «Школы эффективного родителя»

1 раз в месяц в процессе всего периода сопровождения семьи.

Специалисты Службы

Календарно-тематическое планирование «Школы эффективного родителя»;

Печатно-информационные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

4.3

Изготовление и распространение информационно-просветительских печатных материалов: календари, социальные плакаты.

В течение года

Специалисты Службы

Информационно-просветительские печатные материалы.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

4.4

Обновление информации на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

1 раз в месяц

Руководитель Службы.

Информация на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра.

Повышен уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей раннего возраста с ОВЗ.

 

 

 

5. Методическое направление деятельности Службы

     Служба осуществляет методическую поддержку и сопровождение специалистов системы образования по вопросам оказания комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ, оснащение специалистов эффективным диагностическим и технологическим инструментарием.

 

п/п

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

Форма отчета о проведении мероприятия

Результат

5.1

Подготовка и размещение информации  о деятельности Службы раннего сопровождения на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

В течение года

Сайт МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

Размещена информация по организации Службы на сайте МБУ г. Мурманска ППМС-Центра:

- нормативные документы;

-программно-методическое обеспечение;

-методическая помощь специалистам Служб;

-банк данных о Службах в г. Мурманске;

- полезные ссылки.

5.2

Проектная деятельность «Семейная академия»

В течение года

- Электронное пособие для родителей;

- Программа по социально-педагогическому просвещению родителей;

- Отчет по итогам работы над проектом.

Создана и внедрена в практику работы ППМС-Центра инновационная система сотрудничества и взаимодействия учреждения и семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ.

5.3.

Консультирование педагогов ДОО по вопросам комплексной помощи детям раннего возраста с ОВЗ

В течение года

по запросу ОО

Протоколы консультаций

Оказана методическая поддержка педагогам ОО, даны рекомендации по организации сопровождению ребенка раннего возраста и его семьи в условиях ДОО.